Turbo-aspect.ru

Неофициальный портал

Метки: Песня 20 дней до войны, песня 20 раз верх 20 раз вниз.

Туполев АНТ-20 «Максим Горький»
Назначение: многоцелевой 
Первый полёт: 17 июня 1934 
Всего построено:
Производитель: КБ Туполев, Россия 
Характеристики
Экипаж: 20 чел
Количество пассажиров: 60 чел
Крейсерская скорость: 275 км/ч
Дальность полёта: 1000 км
Практический потолок: 7500 м
Размеры
Длина: 33,0 м
Высота: 11,25 м
Размах крыла: 63 м
Площадь крыла: 486 м²
Масса
Пустой: 31,2 т
Снаряжённый: 42 т
Силовая установка
Двигатели: 8 х М-34ФРН 
Тяга (мощность): 8 х 900 л. с. 

АНТ-20 «Максим Горький» — советский агитационный, пассажирский многоместный, 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси. Построен на авиационном заводе города Воронежа [1].

Содержание

Разработка, особенности конструкции

В октябре 1932 года в группе писателей и журналистов, возглавляемой М. Кольцовым, родилась идея отметить сорокалетний юбилей литературной деятельности Максима Горького постройкой самолёта-гиганта для агитэскадрильи его имени. Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей.

Разработка проекта была поручена ЦАГИ. К 1931 году конструктор А. Н. Туполев, успешно запустив в массовое производство бомбардировщик ТБ-3, занимался дальнейшей разработкой сверхтяжёлых гигантов — летающих крепостей. Был создан эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4, названный АНТ-20.

В создании самолёта принимали участие В. М. Петляков, А. А. Архангельский, Б. М. Кондорский (общие виды), В. Н. Беляев (расчёты прочности), Б. А. Саукке (ведущий инженер), Е. И. Погосский, А. А. Енгибарян (оборудование), Н. С. Некрасов и другие. Возглавлял всю работу А. Н. Туполев.

В апреле 1933 рассмотрен эскизный проект самолёта, где предусматривалась возможность использования самолёта в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза, он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.

Конструкция отличалась от ТБ-4 (АНТ-16) только размерами и должен был нести на 1500 кг большую полезную нагрузку и эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов, длина разбега его при взлете должна была составлять всего 300—400 м (вместо 800 м у ТБ-4). В связи с этим было спроектировано новое крыло, имевшее увеличенные площадь и удлинение, чем крыло ТБ-4. Почти вся поверхность была гофрирована. Силовая установка состояла из восьми двигателей М-34ФРН по 900 л. с. каждый (общая мощность 7200 л. с.). Винты деревянные диаметром 4 м. Изначально предполагалась установить шесть двигателей, но их мощности оказалось недостаточно. Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обеспечивало его эксплуатацию днем и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. На борту находилось разнообразные средства агитации, в том числе громкоговорящая радиоустановка Голос с неба, радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека, электростанция и др.

Полёты

АНТ-20 в сопровождении двух И-5 над Красной площадью

4 июля 1933 была начата постройка и 3 апреля 1934 готовый самолёт был вывезен на аэродром, 24 апреля он был принят специальной комиссией. 17 июня 1934 летчик-испытатель М. М. Громов выполнил на АНТ-20 первый полет продолжительностью 35 мин. Второй полёт состоялся через два дня над Красной площадью во время встречи челюскинцев. Самолёт эскортировали два истребителя И-4. М. М. Громов и Н. С. Журов на этом самолёте в том же 1934 году установили два мировых рекорда, подняв груз массой 10000 кг и 15000 кг на высоту 5000 м. После испытаний он был передан в агитэскадрилью им. Горького. На самолёте во время визита в СССР совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери.

Просуществовал самолёт чуть больше года. 18 мая 1935 на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полет. Летчик ЦАГИ И. С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Оператор Щекотьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Перед Н. П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах.

Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но с первых минут полета близость двух самолётов приобрела угрожающий характер: Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. С отчаянностью бросил Благин свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронесся под его брюхом и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20.

Истребитель Благина врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. Воздушный гигант этот страшный таран выдержал. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол[2]. Погибло 46 человек, в том числе Благин, оба пилота «Максима Горького», 10 членов экипажа и 33 пассажира — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 7 детей.

Причины трагедии: версии

Фотография сделана за несколько секунд до катастрофы

Официальная советская пресса возложила всю вину на Благина, нарушившего дисциплину и самовольно совершившего фигуру высшего пилотажа, приведшую к катастрофе.

По другой, весьма фантастической, неофициальной версии Благин специально протаранил самолёт-гигант. 12 сентября 1935 года в польской газете «Меч» было опубликовано письмо с антикоммунистическими воззваниями, подписанное Благиным. Позже его перепечатала газета русских эмигрантов в Париже «Возрождение».

Однако Благин был похоронен вместе со всеми жертвами трагедии на Новодевичьем кладбище, его вдова и дочь не были репрессированы, поэтому версия о его злом умысле, очевидно, несостоятельна. Эти факты породили также третью гипотезу, что Благину приказали совершить заведомо недопустимые фигуры высшего пилотажа, и он не справился с управлением.

АНТ-20 бис (ПС-124)

АНТ-20 бис

После крушения АНТ-20 было решено построить улучшенный его дублёр. Была убрана тандемная установка и восемь М-34ФРН заменены на шесть М-34ФРНВ мощностью 1000/1200 л. с.. Постройка нового самолёта завершилась в 1938, испытывал его также М. М. Громов.

В 19401941 этот самолёт под маркой ПС-124 (Л-760) использовался как пассажирский на линии МоскваМинеральные Воды. После начала войны его использовали для перевозки грузов в тылу. 14 декабря 1942 он разбился при посадке в 60 км от Ташкента, налетав 272 часа. (По официальной версии, причиной катастрофы стала ошибка пилота. Однако по неофициальной — самолёт был сильно перегружен и давно требовал ремонта. В частности, считается, что у самолёта были неисправны рули высоты[источник не указан 1032 дня]).

Планировалось построить ещё 18 самолётов АНТ-20 бис, однако ни он, ни АНТ-20 так и не были пущены в серию. Существовали также проекты ещё больших машин АНТ-26 и АНТ-28, но работы по ним были прекращены в 1936.

Интересные факты

  • Впервые в истории мировой авиации была применена система электропитания трёхфазного переменного тока напряжением 127 В и частотой 50 Гц, питавшая бортовое оборудование;
  • Самолёт был оборудован лестницей, которая, сворачиваясь, становилась частью пола;
  • В крыльях были расположены двухъярусные кровати для отдыха;
  • При необходимости самолёт мог быть разобран и транспортирован железной дорогой;
  • Впервые в России был применён автопилот.

См. также

Примечания

  1. Правда и вымысел о самолете-гиганте АНТ-20
  2. http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/10/19/10782 Пошли погуляем? // Ведомости. Пятница, № 40 (77), 19 октября 2007

Литература

  • Муромов А. И. Катастрофа самолёта АНТ-20 «Максим Горький» // 100 великих авиакатастроф / гл. ред. С. Дмитриев. — М.: Вече, 2003. — С. 72—77. — 528 с. — (100 великих). — 10 000 экз. — ISBN 5-9533-0029-8
  • В. Иванов. Катастрофа в московском небе. — Российская газета, 04.02.1997. — № 23.
  • Тайны «Красных соколов» — гибель «Максима Горького» // Небо XX века. Часть I. — студия Авиафильм, 1997, Эллегия-фильм.
  • Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. — 3, исправленное. — М.: Машиностроение, 1985.: Самолёты-гиганты // eroplan.boom.ru.

Ссылки

  • АНТ-20 «Максим Горький» // ОАО «Туполев»
  • М. Б. Саукке Неизвестный Туполев.
  • Кинохроника АНТ-20. В конце ролика — кадры с начальной стадией аварии самолёта // YouTube.
  • Падение «Красного исполина» // horrorside.ru.

Tags: Песня 20 дней до войны, песня 20 раз верх 20 раз вниз.