Turbo-aspect.ru

Неофициальный портал

Метки: Глонасс эксперт, глонасс барнаул онлайн, глонасс запуск, глонасс 42.

Глоба́льная навигацио́нная спу́тниковая систе́ма (ГЛОНА́СС, GLONASS) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации[1].

Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19 100 км. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» («Российские космические системы»).[2]

ГЛОНАСС предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара, на основании указа Президента РФ, предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

Для обеспечения коммерциализации и массового внедрения технологий ГЛОНАСС в России и за рубежом постановлением Правительства РФ в июле 2009 года был создан «Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности», функции которого были возложены на ОАО «Навигационно-информационные системы».

Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им большую стабильность. Таким образом, группировка КА ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования. Тем не менее срок службы спутников ГЛОНАСС заметно короче.

Спутник системы ГЛОНАСС первого поколения
Спутник системы ГЛОНАСС второго поколения

Содержание

История развития

Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. В декабре 1995 года спутниковая группировка была развернута до штатного состава — 24 спутника.

Вследствие недостаточного финансирования, а также из-за малого срока службы, число работающих спутников сократилось к 2001 году до 6.

В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система»[3], согласно которой полное покрытие территории России планировалось уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигла бы к началу 2010 года. Для решения данной задачи планировалось в течение 2007, 2008 и 2009 годов произвести шесть запусков РН и вывести на орбиту 18 спутников — таким образом, к концу 2009 года группировка вновь насчитывала бы 24 аппарата.

Байконур, 26 октября 2007 года. Запуск ракеты-носителя «Протон-К», выводящей на орбиту три спутника «Глонасс-М»

В конце марта 2008 года совет главных конструкторов по российской глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС), заседавший в Российском научно-исследовательском институте космического приборостроения, несколько скорректировал сроки развёртывания космического сегмента ГЛОНАСС. Прежние планы предполагали, что на территории России системой станет возможно пользоваться уже к 31 декабря 2007 года; однако для этого требовалось 18 работающих спутников, некоторые из которых успели выработать свой гарантийный ресурс и прекратили работать. Таким образом, хотя в 2007 году план по запускам спутников ГЛОНАСС был выполнен (на орбиту вышли шесть аппаратов), орбитальная группировка по состоянию на 27 марта 2008 года включала лишь шестнадцать работающих спутников. 25 декабря 2008 года количество было доведено до 18 спутников.

На совете главных конструкторов ГЛОНАСС план развёртывания системы был скорректирован с той целью, чтобы на территории России система ГЛОНАСС заработала хотя бы к 31 декабря 2008 года. Прежние планы предполагали запуск на орбиту двух троек новых спутников «Глонасс-М» в сентябре и в декабре 2008 года; однако в марте 2008 года сроки изготовления спутников и ракет были пересмотрены, чтобы ввести все спутники в эксплуатацию до конца года. Предполагалось, что запуски состоятся раньше на два месяца и система до конца года в России заработает. Планы были реализованы в срок.

29 января 2009 года было объявлено, что первым городом страны, где общественный транспорт в массовом порядке будет оснащён системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС, станет Сочи. На тот момент ГЛОНАСС-оборудование производства компании «М2М телематика» было установлено на 250 сочинских автобусах.[4]

В ноябре 2009 года было объявлено, что Украинский научно-исследовательский институт радиотехнических измерений (Харьков) и Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (Москва) создадут совместное предприятие. Стороны создадут систему спутниковой навигации для обслуживания потребителей на территории двух стран. В проекте будут использованы украинские станции коррекции для уточнения координат систем ГЛОНАСС.[5]

15 декабря 2009 года на встрече премьер-министра России Владимира Путина с главой Роскосмоса Анатолием Перминовым было заявлено, что развёртывание ГЛОНАСС будет окончено к концу 2010 года.[6]

К 30 марта 2010 года количество работающих КА было доведено до 21 (плюс 2 резервных КА).

С переходом на спутники «Глонасс-К» точность системы ГЛОНАСС станет сопоставимой с точностью американской навигационной системы NAVSTAR GPS — единственной зарубежной развернутой навигационной системой.

2 сентября 2010 года группировка спутников пополнена ещё тремя спутниками и общее количество спутников в группировке доведено до 26.[7]

3 октября 2011 года успешно выведен на орбиту ещё один спутник. Общее количество на орбите — 27[8]

4 ноября 2011 с помощью ракеты-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» были выведены на опорную орбиту 3 КА «Глонасс-М»[9].

28 ноября 2011 года с космодрома Плесецк выполнен успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и КА «Глонасс-М». В 15:57 МСК спутник успешно выведен на целевую орбиту.[10]

Спутники

Разработчик и изготовитель спутников — ОАО ИСС имени академика М. Ф. Решетнёва (до 2008 года «НПО ПМ») (Железногорск, Красноярский край).

Запуски

В декабре 2009 года введён в эксплуатацию 110 КА (запущен 14 декабря 2009 года). Общее число запущенных спутников NAVSTAR к этому времени составило 60.[11]

Дата Последние и планируемые запуски
26 октября 2007 РН «Протон-К» стартовал с Байконура и вывел на околоземную орбиту три модифицированных КА «Глонасс-М»
25 декабря 2007 С космодрома «Байконур» стартовал РН «Протон-М» и вывел на орбиту три КА «Глонасс-М». Запуск увеличил число работающих спутников до 16 (одновременно 4 спутника, запущенные в 2001—2003 годах, были выведены из группировки)
25 сентября 2008 Запуск РН «Протон-М» с тремя КА «Глонасс-М» в каждом. Запуск увеличил число работающих спутников до 18 (1 спутник был выведен из состава группировки).
25 декабря 2008 Запуск РН «Протон-М» с тремя КА «Глонасс-М»
14 декабря 2009 Запуск РН «Протон-М» с тремя КА «Глонасс-М»
2 марта 2010 Запуск РН «Протон-М» с тремя КА «Глонасс-М». Запуск увеличил число работающих спутников до 21 КА (плюс 2 КА в орбитальном резерве)
2 сентября 2010 Запуск РН «Протон-М» с тремя КА «Глонасс-М». Число работающих спутников 21 КА (плюс 2 КА в орбитальном резерве и на 06.09.2010 3 КА на этапе ввода в эксплуатацию)
5 декабря 2010 Запуск РН «Протон-М» с тремя КА «Глонасс-М». В результате выведения разгонного блока с тремя КА на нерасчетную орбиту потеряны три аппарата «Глонасс-М»[12]
3 октября 2011 Запуск КА «Глонасс-М» при помощи РН «Союз-2-1Б»[13]
4 ноября 2011 Запуск трех КА серии «Глонасс-М» РН «Протон-М».[14]

Функционирование

Спутники, в которых происходили технические неисправности[22]:

Номер спутника Дата выхода из строя Причина Дата возвращения в строй Кол-во работающих аппаратов на момент выхода Численность аппаратов
№ 795 12 мая 2009 техническое обслуживание нет данных 19 20
№ 714 20 мая 2009 нет данных 30 мая 2009 18 20
№ 724 26 мая 2009 нет данных 26 мая 2009 17 20
№ 712 27 мая 2009 нет данных нет данных 17 20
№ 713 29 мая 2009 нет данных нет данных 16 20
№ 728 3 июня 2009 временное исключение 3 июня 2009 16 20

Навигация

Технические средства

НАП «ГРОТ-М» (НИИКП, 2003 год), один из первых образцов
Приёмовычислительный модуль ГЛОНАСС 1К-181
Типичный серийно-выпускаемый ГЛОНАСС/GPS-навигатор в автомобиле
Ё-мобиль будет иметь ГЛОНАСС/GPS-навигатор[23] в стандартной комплектации

Первым приёмником, рассчитанным на работу с американской и российской навигационными системами, был профессиональный прибор компании Ashtech GG24,[24] выпущенный в 1995 году.

Первый потребительский спутниковый навигатор, рассчитанный на совместное использование ГЛОНАСС и GPS, поступил в продажу 27 декабря 2007 года — это был спутниковый навигатор Glospace. В России навигационную аппаратуру выпускают более 10 предприятий («НПО Прогресс», ЗАО «Мирком», ЗАО «КБ НАВИС», ОАО «РИРВ», ОАО «МКБ Компас», ФГУП «НИИМА „Прогресс“», ОАО «Российские космические системы» (ФГУП РНИИ КП), ОАО «Русские Навигационные Технологии», ООО «ТехноКом», ООО «М2М телематика», ЗАО «Микчел-ТСК», ООО НТП «СТАТТ»[25] и другие).

Комбинированная ГЛОНАСС/GPS-аппаратура профессионального уровня изготавливается несколькими зарубежными фирмами: Topcon, Leica Geosystems, Javad, Trimble, Septentrio, Ashtech, NovAtel, SkyWave Mobile Communications.

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» НПО Прогресс[26] разработало и выпустило аппаратуру спутниковой навигации ГАЛС-М1, которой уже сегодня могут быть оснащены многие виды военной и специальной техники Вооружённых сил Российской Федерации.

Для декодирования сигналов ГЛОНАСС конструкторским бюро «НАВИС» разработана специализированная микросхема. Поддерживаемые системы — ГЛОНАСС/GPS, а также GALILEO/COMPASS (серия NV08C[27]).

По мнению аналитика рынка GPS/ГЛОНАСС-навигации Михаила Фадеева, «сейчас ГЛОНАСС используется только вместе с GPS».[28]

В мае 2011 года в розничную продажу поступили первые массово производимые ГЛОНАСС/GPS-навигаторы компаний Explay и Lexand. Они были собраны на чипсете MSB2301 тайваньской компании Mstar Semiconductor.[29]

Сегодня модели с поддержкой ГЛОНАСС и GPS есть в продуктовых линейках Lexand, Explay, Prestigio, Prology, Digma. Доля таких устройств в общем годовом объёме продаж навигаторов достигает 6,6 % (за 8 месяцев 2011 года в России было продано порядка 100 тыс. «двухсистемников»). В будущем, по прогнозам экспертов аналитической группы SmartMarketing, их доля будет увеличиваться.

Сравнительный тест навигатора с ГЛОНАСС/GPS Lexand SG-555 и GPS-навигатора Lexand ST-5350 HD проводила газета Ведомости:[30]

Тест показал, что для поездок по Москве можно обойтись и односистемным навигатором. Но то, что навигаторы «Глонасс/GPS» работают точнее и надежнее, подтвердилось на практике. Превосходящие характеристики двухсистемных устройств актуальны и в повседневной жизни — например, если вы хотите вовремя перестроиться для поворота на нужную полосу дороги.

Американский производитель мобильных чипов Qualcomm производит семейство микросхем для приёма сигналов GPS и ГЛОНАСС: Snapdragon 2 и 3. В 2011 году объявлен выпуск семейства Snapdragon 4. В настоящее время общее количество моделей устройств с возможностью приёма ГЛОНАСС исчисляется десятками.[31]

Поддержка ГЛОНАСС встроена в iPhone, начиная с iPhone 4S,[32] Garmin eTrex,[33] Samsung Galaxy Tab, Sony Xperia S, HTC One S и др.

Точность

В настоящее время точность определения координат системой ГЛОНАСС несколько отстаёт от аналогичных показателей для GPS.

Согласно данным СДКМ[34] на 18 сентября 2012 года ошибки навигационных определений ГЛОНАСС (при p=0,95) по долготе и широте составляли 3-6 м при использовании в среднем 7—8 КА (в зависимости от точки приёма). В то же время ошибки GPS составляли 2,00—4,00 м при использовании в среднем 6—11 КА (в зависимости от точки приёма).

При совместном использовании обеих навигационных систем ошибки составляют 2-3  м при использовании в среднем 14—19 КА (в зависимости от точки приёма).

Согласно заявлениям главы Роскосмоса Анатолия Перминова, принимались меры по увеличению точности.[35]

Система ГЛОНАСС определяет местонахождение объекта с точностью до 3,0 м,[источник не указан 54 дня] но после перевода в рабочее состояние двух спутников коррекции сигнала системы «Луч» точность навигационного сигнала ГЛОНАСС возрастёт до одного метра. (Ранее система определяла местонахождение объекта лишь с точностью до 50 м).[36]

Россия начала работы по размещению станций системы дифференциальной коррекции и мониторинга для повышения точности и надёжности работы навигационной системы ГЛОНАСС за рубежом. Первая зарубежная станция уже построена и успешно функционирует в Антарктиде, это станция «Беллинсгаузен». Тем самым обеспечены необходимые условия для непрерывного глобального мониторинга навигационных полей космических аппаратов ГЛОНАСС. Текущая сеть наземных станций насчитывает 14 станций в России и одну станцию в Антарктиде. Развитие системы предусматривает развёртывание восьми дополнительных станций на территории России и пяти станций за рубежом (дополнительные станции будут размещены в таких странах, как Куба, Бразилия, Вьетнам, Австралия, и ещё одна дополнительная будет размещена в Антарктиде).

При этом использование обеих навигационных систем уже сейчас даёт существенный прирост точности. Европейский проект EGNOS, использующий сигналы обеих систем[37], даёт точность определения координат на территории Европы на уровне 1,5—3 метров.[38]

Доступность

Штатный навигатор с поддержкой GPS/ГЛОНАСС, устанавливаемый на некоторые комплектации автомобилей производства «АВТОВАЗ»

Информационно-аналитический центр ГЛОНАСС[39] публикует на своём сайте официальные сведения о доступности навигационных услуг в виде карт мгновенной и интегральной доступности, а также позволяет вычислить зоны видимости для данного места и даты. Оперативный и апостериорный мониторинг систем GPS и ГЛОНАСС также осуществляет Российская система дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ).[34]

На 4 февраля 2010 года количество видимых над горизонтом над Россией спутников ГЛОНАСС, как правило, было равно 6-8 КА.[34][39] Согласно карте интегральной доступности точность определения координат «хорошая» и лучше (PDOP ≤ 6) осуществлялось для России практически в течение всего дня (точнее, для 95 % времени в течение дня, хотя для самых южных районов иногда бывает 92 %). В некоторых районах земного шара «хорошая» и лучше точность определения координат (PDOP ≤ 6) могла осуществляться только в течение 80 % времени суток, а в некоторых точках и в течение 70 %.[39]

На 29 марта 2010 года количество видимых над горизонтом над Россией спутников ГЛОНАСС, как правило, было равно 7-8 КА.[34][39] Для 30 марта 2010 года согласно карте интегральной доступности точность определения координат «хорошая» и лучше (PDOP ≤ 6) осуществляется для России практически в течение всего дня (точнее, для 99 % времени в течение дня для всей страны, кроме района Владивостока, где этот показатель равен 95 %). В некоторых районах земного шара «хорошая» и лучше точность определения координат (PDOP ≤ 6) может осуществляться только в течение 92 % времени суток, а в некоторых точках и в течение 80 %.[39]

При совместном использовании ГЛОНАСС и GPS в совместных приёмниках (практически все ГЛОНАСС-приёмники являются совместными) точность определения координат практически всегда отличная[34] вследствие большого количества видимых КА и их хорошего взаимного расположения.

По сообщению Reuters, сотрудники шведской компании Swepos, обслуживающей общенациональную сеть спутниковых навигационных станций, признали преимущество российский системы навигации ГЛОНАСС над американской GPS. По словам Бо Йонссона, замглавы подразделения геодезических исследований, ГЛОНАСС обеспечивает более точное позиционирование в северных широтах:[40] «она (Глонасс) работает немного лучше в северных широтах, потому что орбиты её спутников расположены выше, и мы видим их лучше, чем спутники GPS». Йонссон сообщил, что 90 % клиентов его компании используют Глонасс в комбинации с GPS.

Постановление правительства Российский Федерации от 27 сентября 2011 года[41] об обязательном оснащении пассажирских транспортных средств модулями ГЛОНАСС/GPS сделает систему ГЛОНАСС ещё более популярной.

Текущее состояние

Значения позиционного геометрического фактора PDOP по системе ГЛОНАСС на текущий момент времени по земной поверхности (угол места ≥ 5°). Дата: 26 октября 2011
Интегральная доступность навигации наземного потребителя по системе ГЛОНАСС (PDOP ≤ 6) на суточном интервале: угол места не менее 5°. Дата: 26 октября 2011

Состав группы КНС ГЛОНАСС на 12 сентября 2012 года:[42]

  • Всего в составе ОГ ГЛОНАСС: 31 КА
  • Используются по целевому назначению: 23 КА
  • На этапе ввода в систему: 0 КА
  • Временно выведены на техобслуживание: 3 КА
  • Орбитальный резерв: 4 КА
  • На этапе летных испытаний: 1 КА

Модернизация

Модель КА Глонасс-К на выставке CeBIT

Согласно программе модернизации системы ГЛОНАСС, действующей до 2020 года[43][44]:

  • В 2002 году был осуществлён переход на обновлённую версию геоцентрической системы координат ПЗ-90 — ПЗ-90.02.
  • С 2004 года запускаются новые КА Глонасс-М, которые транслируют два гражданских сигнала на частотах L1 и L2.
  • В 2007 году проведена 1-я фаза модернизации наземного сегмента, вследствие чего увеличилась точность определения координат.
  • Во 2-й фазе модернизации наземного сегмента на 7 пунктах наземного комплекса управления устанавливается новая измерительная система с высокими точностными характеристиками. В результате этого к концу 2010 года увеличится точность расчета эфемерид и ухода бортовых часов, что приведёт к повышению точности навигационных определений.
  • Начиная с 2010 года начинается постепенное введение КА Глонасс-К, в которых реализованы дополнительные сигналы в формате CDMA, что облегчит разработку мультисистемных навигационных приборов, так как похожие сигналы используются в навигационных системах GPS/Galileo/Compass. Развертывание новых КА начнется с двух КА «Глонасс-К1» в декабре 2010 года, в которых будет тестироваться новый открытый сигнал в диапазоне L3.
  • В 2011 году планируется завершение модернизации наземного комплекса управления. Результатом программы модернизации спутников и наземных комплексов станет увеличение точности навигационных определений системы ГЛОНАСС в 2-2,5 раза, что составит порядка 2,8 м для гражданских потребителей.
  • На 2013—2014 годы намечен запуск усовершенствованного спутника КА «Глонасс-К2», доработанного по результатам испытаний КА «Глонасс-К1». В дополнение к открытому сигналу в диапазоне L3, появится открытый сигнал в диапазоне L1.[45][46][47]
  • В 2015—2017 годах появится усовершенствованный спутник «Глонасс-КМ», характеристики которого находятся в стадии изучения; предположительно, в новых спутниках будет использоваться до 5 открытых и до 2 зашифрованных сигналов с кодовым разделением.[48][49]
  • После полного перехода на CDMA-сигналы предполагается постепенное увеличение количества КА в группировке с 24 до 30, что, возможно, потребует отключения сигналов FDMA[50][51][52]. Рассматриваются варианты с запуском дополнительных спутников по высокоэллиптической орбите типа «Молния» или «Тундра», что должно обеспечить более высокую доступность в отдельных регионах за счёт дифференциальной коррекции сигналов ГЛОНАСС от основных спутников.[46]

CDMA-сигналы

Формат и частоты новых сигналов ГЛОНАСС с кодовым разделением окончательно не определены. По предварительным данным, новые сигналы используют частоты и модуляцию сигналов модернизированной GPS (en:GPS modernization) и Galileo/Compass. В частности, CDMA-сигнал GLONASS в диапазоне L1 будет использовать модуляцию BOC(1,1) на частоте 1575,42 МГц, которая совпадает с сигналами модернизированной GPS-диапазона L1 и сигналом E1 систем Galileo/Compass, а сигнал в диапазоне L5 — модуляцию BOC(4,4) на частоте 1176,45 МГц, которая совпадает с сигналом Safety of Life (L5) модернизированной GPS и сигналом E5a системы Galileo. CDMA-сигнал GLONASS в диапазоне L3 будет использовать квадратурную фазовую манипуляцию QPSK(10) на частоте 1207,14 МГц, которая совпадает с сигналом E5b систем Galileo/Compass. Сигнал будет состоять из пилотной и информационной составляющей, разнесенных по квадратурам модуляции.

Модуляция BOC (binary offset carrier, двоичный сдвиг несущей) используется в сигналах систем Galileo и модернизированной GPS; в сигналах GLONASS и стандартной GPS используется двоичная фазовая манипуляция (BPSK), однако и BPSK и QPSK являются частными случаями квадратурной амплитудной модуляции (QAM-2 и QAM-4).

Также будет использоваться частота 1242 МГц в диапазоне L2.

См. также

Примечания

  1. PосБизнесКонсалтинг — Россия готова предоставить Украине доступ к высокоточному сигналу ГЛОНАСС
  2. Премьер дал старт широкому внедрению ГЛОНАСС-технологий. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 2 сентября 2010.
  3. Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» — GPSsoft.ru — новости систем спутниковой навигации
  4. Сочи уходит в космос
  5. Россия взяла Украину в ГЛОНАСС
  6. Завершение развёртывания Глонасс намечено на 2010 год
  7. Спутники ГЛОНАСС выведены на орбиту. :: Общество :: Top.rbc.ru
  8. С космодрома Плесецк запущен новый спутник «ГЛОНАСС-М» :: Общество :: Top.rbc.ru
  9. «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС стартовал с Байконура
  10. «Глонасс» успешно выведен на орбиту
  11. Глонасс-101: лучше меньше, да лучше CNews, 11 февраля 2009
  12. ГКНПЦ имени М. В. Хруничева | Пресс-релизы
  13. Lenta.ru: Прогресс: С Плесецка запустили «Союз-2.1Б» со спутником «ГЛОНАСС-М»
  14. Lenta.ru: Прогресс: «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС стартовал с Байконура
  15. GLONASS Network
  16. Лазерная дальнометрия. Задачи, современное состояние, перспективы
  17. Ураган-М
  18. С Байконура запущены три «Урагана»
  19. 2001-053A — Kosmos 2382
  20. «Глонасс»: два плюс один равно восьми Новости космонавтики
  21. Глонасс-М
  22. ГЛОНАСС «лихорадит»
  23. GALILEO ГЛОНАСС / GPS трекер
  24. Первая в мире аппаратура для совместной работы с GPS и ГЛОНАСС (рус.)
  25. Cистемы мониторинга подвижных объектов на базе ГЛОНАСС/GPS
  26. GLONASS
  27. Техническое описание модуля NV08C
  28. GPS — для работы, ГЛОНАСС — для бумажки iBusiness
  29. Рязань Авто Сайт
  30. Сравнительный тест навигаторов с GPS и ГЛОНАСС/GPS Ведомости
  31. ГЛОНАСС поддерживают десятки смартфонов и планшетов
  32. Apple — iPhone — iPhone 4S Technical Specifications
  33. Обзор новых портативных навигаторов Garmin серии eTrex с поддержкой Глонасc
  34. ↑ Российская система дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ)
  35. Роскосмос обещает повысить точность работы ГЛОНАСС с 10 до 5,5 метров РИА Новости
  36. Система ГЛОНАСС вычисляет местонахождение с точностью до 5 м :: Общество :: Top.rbc.ru
  37. http://www.esa.int/esaNA/GGGQI950NDC_egnos_0.html «The master control centres determine the accuracy of GPS and GLONASS signals received at each station»
  38. http://www.esa.int/esaNA/SEMKMQWO4HD_egnos_0.html «By correcting GPS signals, EGNOS gives an accuracy of down to 1.5 metres.»
  39. ↑ Сайт Информационно-аналитического центра ЦНИИмаш
  40. Шведская компания Swepos заявила, что в северных широтах российская навигационная система ГЛОНАСС работает лучше, чем американская GPS
  41. Постановление от 27 сентября 2011 г. № 790 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. № 637»
  42. Состав группировки КНС ГЛОНАСС Информационно-аналитический центр ГЛОНАСС
  43. GLObal Navigation Satellite System (GLONASS) Роскосмос
  44. Генконструктор и гендиректор ИСС Николай Тестоедов: «Система ГЛОНАСС выйдет в ближайшее время на максимальную навигационную точность»
  45. GLONASS Status and Progress, S.G.Revnivykh, 47th CGSIC Meeting. «L1CR and L5R CDMA interoperable with GPS and Galileo»
  46. ↑ GLONASS Status and Development, G.Stupak, 5th ICG Meeting
  47. Russia’s First GLONASS-K In Orbit, CDMA Signals Coming
  48. GLONASS Status and Modernization. Ekaterina Oleynik, Sergey Revnivykh, 51th CGSIG Meeting, September 2011
  49. GLONASS Status and Modernization. Sergey Revnivykh. 6th ICG Meeting, September 2011
  50. Новое качество спутниковой навигации (Журнал ИСС, № 11, страница 12)
  51. Russia Reveals CDMA Signal Plan as GLONASS Nears Full Operational Capacity
  52. Спутники ГЛОНАСС 714, 726 не будут возвращены в рабочий режим?

Литература

  • ГЛОНАСС: принципы построения и функционирования / Под ред. А. И. Перова, В. Н. Харисова.. — 3-е изд., перераб. — М.: Радиотехника, 2005. — 688 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93108-076-7
  • Шебшаевич В. С., Дмитриев П. П., Иванцев Н. В. и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы / Под ред. В. С. Шебшаевича. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993. — 408 с. — ISBN 5-256-00174-4
  • ИНТЕРФЕЙСНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ (редакция 5.0). КООРДИНАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР (2002). — официальное техническое описание параметров и сигнала ГЛОНАСС. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено ???.
  • ИНТЕРФЕЙСНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ (редакция 5.1). РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ (2008). — официальное техническое описание параметров и сигнала ГЛОНАСС. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено ???.
  • ГЛОНАСС: Интерфейсный контрольный документ (редакция 5.1). — Редакция от ФГУП «РНИИ КП». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено ???.(недоступная ссылка — история)

Ссылки

Tags: Глонасс эксперт, глонасс барнаул онлайн, глонасс запуск, глонасс 42.