Turbo-aspect.ru

Неофициальный портал

Метки: Гризодубова валентина степановна семья, гризодубова валентина степановна википедия, гризодубова валентина степановна герой советского союза, гризодубова валентина степановна муж.

Валентина Степановна Гризодубова
Дата рождения:

27 апреля (10 мая) 1909(1909-05-10)

Место рождения:

Харьков,
Российская империя

Гражданство:

 Российская империя
 СССР

Дата смерти:

28 апреля 1993(1993-04-28) (83 года)

Место смерти:

Москва, Россия

Отец:

Гризодубов Степан Васильевич

Мать:

Гризодубова (Коморенко) Надежда Андреевна

Супруг:

Соколов Виктор Александрович

Дети:

Сын — Валерий

Награды и премии:

Валенти́на Степа́новна Гризоду́бова (27 апреля (10 мая1909, Харьков — 28 апреля 1993, Москва) — советская лётчица, участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина[1], удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда.

Содержание

Биография

Валентина Гризодубова — дочь русского авиаконструктора, изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове 10 мая (по старому стилю 27 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове; официальной же датой рождения считается 31 января (18 января по старому стилю) 1910 года).

Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

Когда в 1928 году в Харькове открыли школу пилотов гражданской авиации Осоавиахима, поступила в неё в первом наборе и через три месяца окончила её, получив звание пилота. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова в 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М.Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 2425 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и M. M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

При этом, по данным командующего АДД А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий, а сама Гризодубова не раз самовольно оставляла свою часть во время ведения боевых действий.[2] В 1944 году, с целью получения генеральского звания и преобразования её полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП(б) жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. В результате проведённого расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава АДД, а её дело было решено передать в военный трибунал[2] (исходя из текста в указанном источнике, дело в трибунал передано не было). Полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.[2]

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова — в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения "Вега") по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Звание Героя Советского Союза присвоено 2 ноября 1938 года. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено 6 января 1986 года.

Почётный гражданин города Пенза (1965).

Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Увековечение памяти

Россия

  • В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения "Вега") 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Федора Викулова. Её имя также носит одна из улиц Хорошёвского района столицы (с 2004 года). В московской школе № 918 действует Музей Гризодубовой (с 2001 года). Также в Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.
  • Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Кургане, Павлове, Пензе, Жуковском, Смоленске, Георгиевске, Ставрополе, Омске, в Заволжье и Москве.
  • Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Летные испытания и производство» (ЛИИП), расположенное в Жуковском.
  • Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.
  • В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.

Украина

  • Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.
  • Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили — ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.
  • Улица Гризодубовой есть в г. Георгиевске, Бахчисарае (Крым), в Мелитополе, Луцке, Первомайске, в городе Снежное, в городе Белая Церковь,городе Сумы, городе Черкассы, городе Кривом Роге, Владивостоке.

В филателии

Награды

Литература

  • Верхозин А. М. Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба). — М.: Политиздат, 1964. — 207 с. с илл. / Литературная обработка В. Погребного. // Тираж 195 тыс. экз.
  • Панин А. С. Власть высоты. Издание 2-е, дополненное и переработанное. — Харьков: МТК-книга, 2008. — 96 с. илл. // Тираж 1000 экз.

Примечания

  1. «Рекорды Советской наградной системы» Емельянов Ю. Н., Шляхтин А. В.
  2. 1 2 3 Голованов А. Е. Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного маршала авиации 1941—1945. Москва, ЗАО Центрополиграф, 2007, ISBN 978-5-9524-3033-4

Ссылки

 Гризодубова, Валентина Степановна на сайте «Герои страны»

  • Могила Валентины Гризодубовой
  • 101 Авиаполк
  • Музей Боевой славы Героя Советского Союза и Социалистического труда В. С. Гризодубовой в школе № 918 г. Москвы

Источник

Tags: Гризодубова валентина степановна семья, гризодубова валентина степановна википедия, гризодубова валентина степановна герой советского союза, гризодубова валентина степановна муж.