Turbo-aspect.ru

Неофициальный портал

Метки: Забожничье это, забожничье.

Забожничье — летописное название одного из видов княжеской дани в Новгородской земле.

1228 год был для Новгородской земли неурожайным. Как сообщает летопись[1](в современном переводе):

той осенью шли дожди великие день и ночь... До самого Николина дня не видели света: ни сена людям нельзя было добыть, ни нивы убрать. Из-за дождей погиб практически весь урожай, а потом началось наводнение

И это было вдвойне страшно, поскольку запасы продовольствия значительно сократило еще переяславльское войско, собиравшееся летом в поход на Ригу и стоявшее на Городище.

Вече послало передать новгородскому князю Ярославу Всеволодовичу II, чтобы он немедленно ехал в Новгород, сложил забожничье, запретил княжеским судьям ездить по «области»[1]:

Пойди к нам, забожничье отложи, судей по волости не посылай. По всей воле нашей и по всем грамотам Ярославовым, ты - наш князь. Или ты по себе, а мы по себе?

Карамзин, вероятно, ошибочно высказывает предположение, что забожничьем называлась княжеская дань, собиравшаяся с немецких церквей в Новгороде, ибо божницами в России преимущественно именовались католические храмы. Более вероятно, что забожничьем назывался налог с уродившегося хлеба, взимавшийся натурой.

Из-за голода в Новгороде начались беспорядки. Виновником был объявлен владыка Арсений, которого едва не убили. После этого взметнулся весь город и пошли люди с оружием с веча грабить дома бояр. От взаимного истребления новгородцев спасла стихия: поднялся ураганный ветер, принёсший с Ильменя первый лёд, который разрушил «Великий мост» через Волхов, разметав восемь городниц (составные части моста) из девяти. Враждующие стороны были разделены Волховом, а малолетние сыновья Ярослава Александр и Фёдор были увезены бежавшими от бунта оставленными с ними для присмотра боярами: Фёдором Даниловичем и тиуном Якимом.

Далее летопись[1] рассказывает подробности весны 1229 года (в современном переводе):

...резали людей живых и ели, а иные мертвячину с трупов срезали и ели, а третьи - конину, псину, кошек. На тех охотившиеся так делали: опалят огнем, а других обдерут. Кто-то мох ел, солому, сосну, кору липовую и листья, ил - кто что придумает. А иные, особо злые люди, часто поджигали дома богатых людей, где чуяли рожь, и растаскивали их имущество

Побег сыновей Ярослава был расценен, как знак от самого Ярослава[1]:

тогда же новгородци рѣша:
да аще сии что зло сдумавъ на
святую Софѣю, а побѣглъ будет
а мы ихъ не гонилѣ, нь
братью свою есмя казнилѣ
а князю есмя зла не створилѣ
никоего же
да онъ имъ богъ и крестъ честныи
а мы собѣ князя промыслимъ

и, не дожидаясь более ответа, послали делегатов к Михаилу Черниговскому. На Фоминой неделе (первой после Пасхи), он вернулся в Новгород, целовал крест и дал свободу смердам пять лет дань не платить, если сбежал на чужую землю (имеется в виду новгородская колонизация новых земель), а тем, кто здесь живет, платить дань, которую прежние князи установили. В то же лето заложили большой мост, выше старого[1].

Наведя относительный порядок в умирающем Новгороде, Михаил вместе с несколькими важными горожанами выехал по своим делам в Чернигов, оставив сына Ростислава. А перед этим послал гонцов к Ярославу с просьбой, чтоб тот ушел из новгородского Волока. Ярослав ответил: «Не уйду. Вы — сами по себе, я — сам»[1].

Источники

  1. ↑ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с //«Ізборник». Історія України IX—XVIII

Ссылки

Tags: Забожничье это, забожничье.