Turbo-aspect.ru

Неофициальный портал

Метки: 11 августа в народном календаре, 10 дней 4 золота, 11 августа афиша, 11 августа 1979 лунный день.

Столкновение над Днепродзержинском
Общие сведения
Дата

11 августа 1979

Время

10:35

Характер

Столкновение самолётов

Причина

Ошибка диспетчера

Место

Днепродзержинский район, Днепропетровская область, Украинская ССР

Координаты

48°35′17.5″ с. ш. 34°39′21.5″ в. д. / 48.588194° с. ш. 34.655972° в. д. (G) (O)48°35′17.5″ с. ш. 34°39′21.5″ в. д. / 48.588194° с. ш. 34.655972° в. д. (G) (O)

Погибшие

178

Раненые

0

Воздушное судно
Модель

Ту-134

Авиакомпания

Аэрофлот

Пункт вылета

Международный аэропорт Воронеж, РСФСР

Пункт назначения

Международный аэропорт Кишинёва, МССР

Бортовой номер

СССР-65816

Дата выпуска

1974 год

Пассажиры

88

Экипаж

6

Погибшие

94

Раненые

0

Выживших

0

Второе воздушное судно
Модель

Ту-134

Авиакомпания

Аэрофлот

Пункт вылета

Международный аэропорт Донецк, УССР

Пункт назначения

Минск-1, БССР

Бортовой номер

СССР-65735

Дата выпуска

1971 год

Пассажиры

77

Экипаж

7

Погибшие

84

Раненые

0

Выживших

0

Столкновение над Днепродзержинском — авиакатастрофа 11 августа 1979 года, в которой столкнулись два Ту-134. На борту одного из самолетов находились игроки популярного узбекского футбольного клуба «Пахтакор», из-за чего трагедия получила особый резонанс.

Это самая крупная авиакатастрофа в истории Ту-134.

Содержание

История трагедии

11 августа 1979 года в небе над украинским городом Днепродзержинском столкнулись два Ту-134А. Один выполнял рейс Ташкент — Донецк — Минск. На его борту находились 84 человека, в том числе 17 футболистов команды «Пахтакор». Второй следовал по маршруту Челябинск — Воронеж — Кишинёв. На его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа.

В тот день в Харьковском центре управления воздушным движением дежурили 6 диспетчеров. На более напряженный сектор старший смены Сергеев посадил молодого Николая Жуковского, контролировать его работу поручил Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь сам Сергеев.

Ситуация осложнялась тем, что в тот день собирался лететь к отдыхавшему в Крыму Леониду Брежневу его друг и «правая рука» Константин Черненко, для которого с утра держали открытым один из трех воздушных коридоров. На манёвр остальным самолетам оставалось только два[1].

Самолёты шли наперерез друг другу под углом 90° на высоте 8400 м в облаках. Жуковский ошибочно посчитал, что оба самолёта разойдутся. Опасность заметил Владимир Сумской. Он дал команду белорусскому экипажу набрать высоту 9600 метров. В эфире прозвучало: «Понял…» (позывные прозвучали неразборчиво). Сумской был уверен, что ответили минчане, и команда выполняется. На самом же деле эти слова принадлежали экипажу другого самолёта, Ил-62, летевшего навстречу, в Ташкент. Через 1 минуту 5 секунд два самолёта столкнулись. Первым про катастрофу доложил командир Ан-2, находившегося в том районе: «В районе Куриловки наблюдаю падение частей самолёта. По-моему, Ту-134».

Два лайнера столкнулись на высоте 8400 м под углом в 135°. Через 9 месяцев состоялся суд над виновными. На скамье подсудимых оказались диспетчеры Жуковский и Сумской. Каждого приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Старшего смены Сергеева, а также руководителей более высокого ранга, на суде не было даже в качестве свидетелей.

Практически все погибшие члены футбольной команды «Пахтакор» были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник.

Из-за этой трагедии «Пахтакор» в 1979 году был усилен добровольцами из других клубов: по одному из 15 клубов Высшей лиги чемпионата СССР. Кроме того, в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение 3 лет, независимо от результатов, «Пахтакор» сохранял место в высшей лиге советского футбола

.

Список погибших членов команды

Михаил Ан похоронен в колхозе им.Я.М.Свердлова под Ташкентом, Загуменных отвезли в Ленинград, Куликов похоронен на малой родине родителей в селе Кривском, расположенном под городом Обнинском, Калужской области.

Список перешедших футболистов

После трагедии в «Пахтакор» перешли ряд футболистов из других команд:

Игрок Из команды Месяц
Файрузов, Ренат «Автомобилист» Термез август
Карман, Владимир «Актюбинец» август
Якубик, Андрей Александрович «Динамо» Москва сентябрь
Василевский, Пётр Петрович «Динамо» Минск сентябрь
Страшненко, Сергей Васильевич «Карпаты» Львов август
Соловьёв, Анатолий Александрович «Локомотив» Москва октябрь
Мальцев, Александр Юрьевич «Металлург» Тула сентябрь
Эннс, Владимир «Нефтяник» Фергана август
Амриев, Нуритдин «Памир» август
Башкиров, Сергей Геннадьевич «Спартак» Москва сентябрь
Глушаков, Валерий Николаевич «Спартак» Москва август
Церетели, Зураб Семёнович «Торпедо» Кутаиси август
Нечаев, Владимир Викторович «Черноморец» Одесса август
Бондарев, Михаил Васильевич ЦСКА август
Шаймарданов, Тура «Янгиер» август
Ким, Вячеслав «Янгиер» август
Чуркин, Юрий Николаевич «СКА» август

См. также

Источники

  • Память: «Пахтакор-79»

Ссылки и примечания

  1. БиБиСи: Трагедия «Пахтакора»: как это было




Источник

Tags: 11 августа в народном календаре, 10 дней 4 золота, 11 августа афиша, 11 августа 1979 лунный день.