Turbo-aspect.ru

Неофициальный портал

Метки: Тб-3 модель купить, пб 3 дзм, тб-3 272, тб-3 1\/72, тб-3 исм.

ТБ-3 (АНТ-6)
Назначение: Тяжёлый бомбардировщик 
Первый полёт: 22 декабря 1930 года 
Принят на вооружение: 1932 
Снят с вооружения: 1939 (официально)
(использовался до 1945
Разработчик: Туполев 
Производитель: Завод № 22 (Москва, Фили), Завод № 39 (Москва), Воронежский завод п/я 71 
Характеристики
Экипаж: 8 чел
Крейсерская скорость: 196 км/ч
Макс. скорость: 230 км/ч
Дальность полёта: 2000 км
Практический потолок: 4800 м
Боевой потолок: 3800 м
Скороподъёмность: 110 м/мин
Размеры
Длина: 24,4 м
Высота: 8,50 м
Размах крыла: 41,80 м
Площадь крыла: 234,5 м²
Шасси: неубираемое, с хвостовым колесом 
Масса
Пустой: 11 200 кг
Макс. взлётная: 19 300 кг
Силовая установка
Двигатели: 4 12-цилиндровых Микулин М17Ф, 525 кВ (715 л.с.) каждый 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 8 7,62мм пулемётов ДА на турелях 
Внутренняя бомбовая нагрузка: 2000 кг бомб, максимально до 5000 кг

Туполев ТБ-3 (также известный как АНТ-6) — тяжёлый бомбардировщик, использовавшийся ВВС СССР в 1930-е годы и во время Второй мировой войны.

В СССР его часто называли первым в мире четырёхдвигательным цельнометаллическим самолётом со свободнонесущим крылом, хотя это совсем не так. Например, гигантский пассажирский четырёхмоторный авиалайнер Junkers G.38 взлетел на год раньше (первый полёт ТБ-3 22.12.1930, первый полёт G.38 06.11.1929).

Несмотря на устарелость самолёта, и то, что он был официально снят со службы в бомбардировочных (но не военно-транспортных) частях в 1939 году, ТБ-3 использовался как тяжёлый бомбардировщик и транспортный самолёт большую часть Второй мировой войны. Также использовался для перемещения лёгких танков. Всего построено 818 экземпляров.

Содержание

История создания

В 1925 году командование ВВС СССР обратилось к ЦАГИ с требованием разработать тяжёлый бомбардировщик с мощностью двигателей 2000 л. с. и с колёсным или лыжным шасси.

ОКБ Туполева начинает работу над проектом в 1926 году, хотя конечные требования государства становятся известны только в 1929 году. За основу был взят ТБ-1, изначально с двигателями Кёртисс В-1570 (Curtiss V-1570) «Завоеватель» (590 л. с. каждый), при производстве планировалась их замена на Микулин М-17 (модифицированный БМВ VI). Экспериментальная модель с лыжным шасси была испытана 22 декабря 1930 года Михаилом Громовым. 20 февраля 1931 года ВВС СССР запустило АНТ-6 с двигателями М-17 в серийное производство.

Высадка парашютного десанта с ТБ-3
Первый прототип АНТ-6

Прототип был переоборудован двигателями, разработанными ЦАГИ, БМВ VI 500 (720 л.с. каждый), с увеличенными радиаторами и постоянным углом атаки деревянных лопастей. Одноколёсные шасси были признаны слишком непрочными и заменены тележечными шасси с колёсами 1350x300 мм. Первая модификация, перед запуском в серийное производство называвшаяся ТБ-3-4М-17, взлетела 4 января 1932 года (под управлением А. Б. Юмашева и И. Ф. Петрова). Неожиданно выяснилось, что уже поступивший в серийное производство самолёт был на 10-12 % тяжелее, чем прототип, что значительно повлияло на технические характеристики. Плохое качество сырья отразилось на листовом металле, использовавшемся в обшивке самолёта, трубках, проводах — всё это оказалось толще, чем в тщательно собранном прототипе. Повлиял на массу и толстый слой краски, применявшейся для камуфлирующего покрытия. Заводы предлагали своим рабочим высказывать предложения относительно уменьшения массы, платя 100 рублей за каждый убранный килограмм массы. Совместно с попытками ОКБ, масса самолёта была уменьшена почти на 800 кг. Таким образом, произведённые самолёты могли отличаться друг от друга массой вплоть до нескольких сот килограммов.

В 1933 году была улучшена обтекаемость одного ТБ-3-4М-17Ф — были убраны турели и крепления для бомб, залатаны все отверстия и подогнаны обтекатели шасси. Всё это привело только к увеличению максимальной скорости на 4,5 % и примерно на столько же радиус полёта. Туполев сделал вывод, что увеличение обтекаемости больших и медленных самолётов не приносит большой выгоды. Дальнейшие работы в этой области в январе-феврале 1935 года привели к тому, что максимальная скорость была увеличена на 5,5 % и на 27,5 % был увеличен практический потолок. Этот же самолёт, оснащённый четырьмя экспериментальными однолопастными пропеллерами, показал значительное возрастание скорости подъёма.

Рекордные полёты:

  • ТБ-3-4М-34Р находился в воздухе 18 часов и 30 минут.
  • ТБ-3-4АМ-34ФРН пилотируемый А. Б. Юмашевым установил несколько рекордов полезной нагрузки-высоты:

Конструкция

Кабина ТБ-3 и головная турель, отчётливо видна гофрированная обшивка

ТБ-3 был цельнометаллическим дюралевым самолётом. Каркас самолёта был составлен из V-образных балок, покрытых устойчивой гофрированной обшивкой толщиной от 0,3 мм до 0,8 мм. Перепады гофрированной оболочки составляли 13 мм, а в некоторых местах 50 мм Свободнонесущее крыло поддерживалось четырьмя балками. В 1934 году, благодаря исследованиям сплавов стали, размах крыльев был был увеличен с 39,5 м до 41,85 м. По самолёту стало возможно ходить в мягкой обуви без повреждения обшивки. Механизация крыльев осуществлялась с помощью системы тросиков. В случае отказа одного из двигателей, самолёт был оборудован уравновешивающей системой. Не убирающаяся главная стойка шасси не была оборудована тормозами. Топливные баки не имели защиты от протечек или пожара. Двигатели М-17 были рассчитаны на максимально возможную дальность полёта в 3250 км без замены свечей и засорений карбюратора. Защита самолёта состояла из лёгких пулемётов в пяти турелях — одна на носу, две сверху в середине фюзеляжа и по одной убирающейся под каждым крылом. В последующих модификация одна верхняя турель была перемещена ближе к хвостовому стабилизатору.

История применения

Парашютисты, садящиеся на борт ТБ-3
Транспортирование танкетки Т-27

ТБ-3 использовался во время боёв на Халхин-Голе в качестве ночного бомбардировщика. Всего было осуществлено более 500 боевых вылетов. Он применялся так же как военно-транспортный самолёт. Примерно в 1938 году был осуществлён дневной пролёт над Японскими островами во время которого разбрасывались агитационные листовки[1].

Применялся ТБ и во время советско-финской войны. При том, что самолёт был официально снят со службы в 1939 году, во время начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года ВВС СССР располагало 516 готовыми самолётами, не считая 25, находившихся в подчинении ВМФ СССР. 23 июня ТБ-3 начал ночные бомбардировки территории противника. Нехватка боеготовых самолётов вынуждала использовать ТБ-3 в дневное время без сопровождения истребителей, из-за чего бомбардировщики, применяемые в своём большинстве на малых высотах, сильно страдали от истребителей врага и наземных огневых расчётов. В то же время применение ТБ-3 ночью было гораздо более успешным и массовым. К августу 1941 года ТБ-3 составлял 25 % всех бомбовых ВВС, и, управляемый опытными пилотами, бомбардировщик мог совершить до трёх боевых вылетов за ночь. Самолёт принимал участие во всех важных битвах 1941 −1943 годов, включая Смоленское сражение, Битву за Москву, Сталинградскую битву, прорыв блокады Ленинграда и Курскую битву.

К 1 июля 1945 года 18-я воздушная дивизия ещё имела десять самолётов ТБ-3, находящихся в боевой готовности.

Длительное время ТБ-3 использовался как грузовой и десантный самолёт, способный взять на борт до 35 солдат. В первые пять месяцев войны самолеты ТБ-3 перевезли 2797 тонн груза и 2300 человек.

ТБ-3 также использовался для транспортировки танкеток, таких как Т-27, Т-37 и Т-38 и как носитель истребителей. 26 июля (по другим данным — 1 августа) 1941 года два ТБ-3 — носителя четырёх истребителей И-16 (Звено Вахмистрова) без потерь бомбили нефтеочистительный завод и док Констанцы[2]. 11 августа и 13 августа 1941 года в ходе двух налётов (первый — совместно с ДБ-3Ф и Пе-2) запущенные с ТБ-3 истребители И-16 250-кг бомбами сначала повредили, а потом уничтожили стратегически важный Чернаводский мост через Дунай в Румынии, одновременно был подожжён нефтепровод. Позднее самолёты «Звена» атаковали переправу через Днепр и немецкие колонны в боях на Перекопе. Бомбардировки в группе прекратились осенью 1941 года по причине высокой изношенности моторов бомбардировщиков «Звена» и постепенного возрастания количества Пе-2. Оставшиеся ТБ-3 той же модификации, выпуск которых был прекращён ещё в 1937 году, посчитали целесообразным использовать в качестве транспортных.

Были неудачные попытки использования радиоуправляемых ТБ-3 в варианте самолётов-снарядов.

18 июня 1945 года три самолёта ТБ-3 были включены в воздушную колонну Парада Победы из-за их важной роли в войне (пролёт колонны был отменён из-за сильного дождя и низкой облачности).

Модификации

ТБ-3-4АМ-34ФРН под прикрытием истребителей И-16, оснащённых бомбами ФАБ-250
ТБ-3 на марке СССР «День Авиации», 1939
ТБ-3-4М-17Ф
Первая серийная модификация, составляет примерно половину всех построенных ТБ-3.
ТБ-3-4М-34
Модификация с двигателем АМ-34 (улучшены радиаторы, добавлено масляное охлаждение), построено несколько дюжин.
ТБ-3-4М-34Р
Модификация с двигателями АМ-34Р с редуктором. Снижение числа оборотов винта позволило увеличить его к.п.д., что улучшило лётные характеристики самолёта.
ТБ-3-4АМ-34РД
Ряд самолётов дальнего радиуса действия с улучшенной обтекаемостью фюзеляжа и колёсными тормозами. У некоторых самолётов было одно главное шасси с диаметром колеса 2 м и металлические трёхлопастные винты. Использовался для полётов в Варшаву, Париж и Рим в 1933—1934 годах.
ТБ-3-4АМ-34РН
Высоковысотная модификация с двигателями АМ-34РН, четырёхлопастными винтами внутренних двигателей и двухлопастными внешними, одно двухметровое главное шасси, обновлённые пулемёты ШКАС в турелях, максимальная скорость увеличена до 288 км/ч на высоте 4200 м, практический потолок — 7740 м. Испытывался в августе-октябре 1935 года, но так и не вошёл в серийное производство.
ТБ-3-4АМ-34ФРН/ФРНВ
Двигатели АМ-34ФРН/ФРНВ с повышенной мощностью и четырёхлопастными винтами, улучшена аэродинамика, шасси с тормозами, максимальная скорость больше 300 км/ч.
ТБ-3Д
Испытательная модификиация с дизельным двигателем Чаромский АН-1 (740 л.с.) и предполагаемым радиусом полёта — 4280 км. Не вошёл в серийное производство, так как другие характеристики были хуже, чем у ТБ-3-4АМ-34РН
Г-2
Транспортная модификация ТБ-3 с двигателем М-17 и М-34, переоборудованная под нужды Аэрофлота. В годы войны вывозили серу со среднеазиатских месторождений, а обратными рейсами доставляли горнякам питьевую воду в тех же баках, в которых была сера.
АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика»
Пять ТБ-3 для экспедиции на Северный полюс в 1937 году с закрытой кабиной и металлическими трёхлопастными винтами.

Использовавшие страны

Китай
СССР

См. также

Примечания

  1. Советско-японские войны 1937—1945. — М., 2009. — С. 165.
  2. Источник // archipelag.ru.

Ссылки

  • Боевое применение ТБ-3. Часть 1 // ef.1939-1945.net.
  • Боевое применение ТБ-3. Часть 2 // ef.1939-1945.net.
  • ТБ-3/СПБ — Звено Вахмистрова // airpages.ru.
  • М. Б. Саукке. Неизвестный Туполев.

Tags: Тб-3 модель купить, пб 3 дзм, тб-3 272, тб-3 1\/72, тб-3 исм.