Turbo-aspect.ru

Неофициальный портал

Метки: B-52h bomber to australia, b-52h ghost rider.

(перенаправлено с «B-52H»)
Перейти к: навигация, поиск
B-52 Stratofortress
B-52H в небе Афганистана, 2006 год.
Тип стратегический бомбардировщик
Разработчик Боинг
Производитель Boeing Seattle (Вашингтон)
Boeing Wichita (Канзас)
Первый полёт 15 апреля 1952
Начало эксплуатации февраль 1955
Статус на службе: 65[1][2][3]
в резерве: 9[3]
Основные эксплуатанты ВВС США
Годы производства 1952 — 1962
Единиц произведено 744[4]
Стоимость единицы B-52B: $14,43 млн
B-52H (1962 год): $9,28 млн
B-52H (1998 год): $53,4 млн[1]
 Изображения на Викискладе

Боинг B-52 «Стратофортресс» (англ. Boeing B-52 Stratofortress — «Стратосферная крепость») — американский многофункциональный тяжёлый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец второго поколения фирмы Боинг, стоящий на вооружении ВВС США с 1955 года.

Этот самолёт пришёл на смену B-36 и B-47. На дозвуковой скорости на высотах до 15 километров он способен нести разные виды оружия, в том числе ядерное. Основная задача, для которой B-52 разрабатывался — доставить две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР.

B-52, наряду с Ту-95, является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолётов. Это также один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека. Несмотря на то, что B-52 разрабатывался в 50-х под требования холодной войны, он по-прежнему остаётся основным самолётом дальней бомбардировочной авиации американских ВВС и будет оставаться таковым, как минимум, до 2040 года[5]. На модернизацию самолётов планируется потратить 11,9 млрд долларов[6].

История создания

Конструкция

Имеет шасси «велосипедного» типа.

Эксплуатация

«Кладбище» B-52
  • 14 февраля 1951 года с компанией «Боинг» был подписан первый контракт на изготовление 13 бомбардировщиков В-52А и 17 съёмных разведывательных контейнеров.
  • 12 марта 1956 года первое подразделение, оснащённое самолётами B-52B — 93 Бомбардировочное крыло (93rd BW) на авиабазе Кастл (Castle) в Калифорнии достигло оперативной готовности.
  • 21 мая 1956 года[7] на атолле Бикини с бомбардировщика В-52B с серийным номером 52-0013 была сброшена первая американская водородная бомба Mk.15.
  • 24—25 ноября 1956 года четыре В-52В из 93 бомбардировочного крыла (93rd BW) и четыре B-52C из 42 бомбардировочного крыла (42nd BW) совершили беспосадочный полёт дальностью 27 000 км вокруг Северной Америки через Северный полюс.
  • 16—18 января 1957 года три В-52B совершили кругосветный перелёт с несколькими дозаправками в воздухе от самолёта-заправщика, пролетев 39 165 км за 45 часов 19 минут при средней скорости около 850 км/ч.
  • 10—11 января 1962 года В-52Н установил мировой рекорд дальности полёта без дозаправки в воздухе, совершив перелёт по маршруту авиабаза Кадена, Окинава, Япония — авиабаза Torrejon, Испания дальностью 20 177 км за 22 часа 9 минут.
  • 15 декабря 2006 года самолёт В-52Н с серийным номером 61-0034 совершил полёт продолжительностью 7 часов с питанием двигателей синтетическим топливом.

По состоянию на 1963 год на вооружении находилось 650 самолётов В-52 различных модификаций, размещённых на 38 авиабазах. B-52 стояли на вооружении 42 эскадрильи САК США. К 1978 году парк самолётов сократился до 574 единиц. Самолёты модификаций В-52B/C/D/F снимались с вооружения с 1965 по 1984 год. По состоянию на 1988 год в различных лётных происшествиях был потерян 71 самолёт. В конце 80х годов 69 бомбардировщиков B-52G, не прошедшие модернизацию в качестве носителей AGM-86B, были перенацелены на доставку неядерного оружия. В связи с окончанием холодной войны в 1991 году прекращено постоянное боевое дежурство стратегических бомбардировщиков B-52. К началу 1992 года на вооружении ВВС США оставались 159 B-52G и 95 B-52H, всего 254 самолёта. В 1994 году в соответствии с американо-российскими договорами о сокращении вооружений все самолёты модификации B-52G были сняты с вооружения. В Стратегическом авиационном командовании остались только 85 самолётов модификации B-52H. С июля 2008 года начато сокращение парка самолётов B-52H на 18 единиц (по 1 самолёту каждые 2 недели)[8]. В ВВС США останется 68 бомбардировщиков B-52, которые будут использоваться до 2040 года[9]. 44 из них планируют привлекать для решения боевых задач в локальных конфликтах.

На 26 октября 2012 года любой B-52 имеет возраст более полувека. Планируется иметь на вооружении B-52H вплоть до 83-летнего возраста к 2040 году[10], до полной вырaботки ресурса планера.

Модернизации

  • Blue Band (1957 год), модернизация топливной системы двигателя J57-P-43W
  • Hard Shell (1958 год), модернизация топливной системы двигателя J57-P-43W
  • QuickClip (1958 год), модернизация топливной системы двигателя J57-P-43W
  • Golly-Well (1964 год), модернизация авионики: установили новую систему бомбометания AN/ASQ-38
  • ECP 1050 (1965 год), усиление крыла
  • MADREC (Malfunction Detection and Recording) (1965 год), установка системы контроля неисправностей
  • ECP 1185 (1966 год), замена обшивки фюзеляжа и лонжеронов
  • ECP 1195 (1967 год), модернизация систем контроля полёта (Stability Augmentation and Flight Control program)
  • Rivet Rambler (1971 год), модернизация систем РЭБ
  • Rivet Ace (1973 год), модернизация систем РЭБ
  • Pacer Plank (1977 год), дооборудование 99 самолётов B-52G и 96 B-52H в качестве носителей крылатых ракет AGM-86B. Модернизация проводилась с 1984 по 1990 год.

Эксплуатанты

Боевое применение

B-52F сбрасывает бомбы Mk 117 750 lb (340 кг) во время Вьетнамской войны. Фото 1965—1966 гг.
Советские специалисты осматривают обломки B-52, сбитого в окрестностях Ханоя 23 декабря 1972 г.
Война во Вьетнаме (см. Операция «Arc Light») (1965—1973)
Бомбардировщики B-52 активно применялись в войне в Индокитае. Во время массированных бомбардировок в ходе операции Linebacker II в 1972 году бомбардировщики В-52 за 12 дней совершили 729 боевых вылетов и сбросили 15237 т бомб по Ханою, Хайфону и другим целям на территории Северного Вьетнама. В этой операции были сбиты зенитными ракетами 15 B-52.

За время войны стрелками В-52D было заявлено об уничтожении двух вьетнамских истребителей МиГ-21: 18 декабря 1972 и 24 декабря 1972. Последний боевой вылет бомбардировщиков B-52 был совершён 15 августа 1973 года. Всего за семь лет войны самолёты B-52 совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков (из них 16 — в результате действий зенитных ракет противника, 2 — сбиты истребителями Миг-21 27 и 28 декабря 1972 г., остальные потери относятся к небоевым.).

Война в Персидском заливе (1991)
В войне в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков B-52G, сделавшие 1624 боевых вылета. Один самолёт был потерян. Ещё шесть B-52 были повреждены иракским огнём.[11]
Операция «Удар в пустыне» (1996)
В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика B-52H выпустили 13 крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34 часовой полёт по замкнутому маршруту авиабаза Андерсен — остров Гуам.
Операция «Лиса пустыни» (1998)
Операция «Союзная сила» (НАТО против Югославии) (1999)
Афганская война (2001—н.в.)
жертвами бомбардировок B-52 зачастую становились мирные жители. Одним из самых трагических месяцев стал декабрь 2001, с сотнями убитых мирных граждан[12].
Иракская война (2003)
В ночь на 21 марта 2003 года во время операции Iraqi Freedom В-52Н выпустили около 100 крылатых ракет AGM-86 по Ираку.

Происшествия

Общее число сбитых во время войны, потерпевших катастрофу, попавших в нештатную лётную ситуацию по вине экипажа или техники и позднее списанных за непригодностью к полётам составляет на 2010 год  118 штук (15,8% от всего выпущенных 744 самолётов) [источник не указан 302 дня].

Модификации

Производство[4]
Вариант Произведено На службе
XB-52 2 (1 переоборудован в YB-52) прототипы
B-52A 3
NB-52A 1 (модификация B-52A)
B-52B 50 29 июня 1955
RB-52B 27 (модификация B-52B)
NB-52B 1 (модификация B-52B)
B-52C 35 Июнь 1956
B-52D 170 Декабрь 1956
B-52E 100 Декабрь 1957
B-52F 89 Июнь 1958
B-52G 193 13 февраля 1959
B-52H 102 9 мая 1961
Всего 744
XB-52 (Model 464-67)
Первый прототип B-52. Серийный номер 49-230, завод Boeing Seattle (Washington). Двигатели 8× J57-PW-1. С каплевидным фонарем кабины (типа "тандем). Построен один экземпляр в 1951-52 годах. Первый полёт совершил 2 октября 1952 года, позже второго прототипа.
YB-52 (Model 464-67)
Второй прототип B-52. Серийный номер 49-231, завод Boeing Seattle (Washington). Двигатели 8× J57-PW-1. С каплевидным фонарем кабины (типа "тандем), полным составом БРЭО. Построен один экземпляр в 1952 году. Первый полёт совершил 15 апреля 1952 года по маршруту Renton Field Рентон (штат Вашингтон) — авиабаза Ларсон. Полёт продолжался 2 часа 21 минуту. Самолёт пилотировали тест-пилот фирмы Боинг Alvin M. Johnston и подполковник ВВС США Guy M. Townsend.
B-52A (Model 464-201-0)
Первая производственная серия. Было построено 3 самолёта в 1954 году, серийные номера: 52-001..52-003, завод Boeing Seattle (Washington). Двигатели 8× J57-PW-9W, с тягой по 4500 кгс. От прототипа отличались сильно изменённой носовой частью: лётчиков разместили плечом-к-плечу, а не друг за другом; удлинили на 53 см нос самолёта для оборудования и добавили 6-го члена экипажа. В хвосте разместили четырёхствольную пулемётную башню с 12,7 мм пулемётами и системой управления огнём. Была установена система впрыска водометаноловой смеси с 1363 литровым баком для повышения мощности двигателей. Под каждой консолью самолёт нёс 3785 литровый топливный бак для уменьшения колебаний крыла. Первый полёт совершил 5 августа 1954 года. Приняты на вооружение в 1955 году.
NB-52A
Последний B-52A с серийным номером 52-003 был переоборудован в исследовательский самолёт-носитель NB-52A ракетоплана North American X-15 в 1959 году. Программа переоснащения стоила 2 миллиона долларов. Самолёт был оборудован пилоном под правым крылом между фюзеляжем и внутренней парой двигателей, из правого закрылка был вырезан участок размером 1,8 м x 2,4 м для размещения хвостовой части ракетоплана. В бомбовом отсеке были установлены баки для жидкого кислорода, которым заправлялся X-15 перед стартом. Первый пуск North American X-15 был произведён 10 марта 1959 года. Всего самолёт выполнил 199 полётов по программе исследований, из которых 59 с ракетопланом X-15.
RB-52B с собственным именем Balls 5 в музее.
B-52B (Model 464-201-3)
Первая модификация принятая на вооружение ВВС США 29 июня 1955 года. Построено 50 самолётов, серийные номера: 53-373..53-376, 53-380..53-398, завод Boeing Seattle (Washington). Двигатели 8× J57-PW-19W, с тягой по 5490 кгс (без впрыска воды — 4762). Самолёты имели незначительные улучшения в силовой установке и бортовом оборудовании. Первый полёт самолёт с серийным номером 52-8711 совершил 29 июня 1952 года. Первым подразделением получившим B-52B стало 93 Бомбардировочное крыло (93rd BW) на авиабазе Кастл (Castle) в Калифорнии, операционной готовности крыло достигло 12 марта 1956 года. Однако по состоянию на середину 1956 года из-за приостановления тренировок после катастрофы в феврале в авиакрыле не было боеготовых экипажей B-52B. Все бомбардировщики модификации B-52B были сняты с вооружения к июню 1966 года. Семь бомбардировщиков были дооборудованы до варианта B-52C по проекту Sunflower.
RB-52B
27 из 50 построенных B-52B были переоборудованы в 1955-56 годах в качестве носителей разведывательного контейнера в бомбоотсеке, серийные номера: 52-004..52-013, 52-8710..52-8716, 53-366..53-372, 53-377..53-379, завод Boeing Seattle (Washington). Двигатели 8× J57-P-3. Экипаж самолёта увеличивался до 8 человек. В контейнере весом 136 кг были размещены приёмники радиоизлучения, фотокамеры K-36, K-38 и T-11, а также катапультируемые вертикально вниз кресла двух операторов раведывательного оборудования. Установка контейнера занимала 4 часа.
Борт NB-52B с отметками выполненных исследовательских полётов.
NB-52B
В 1967 году B-52B с серийным номером 52-0008 был переоборудован в исследовательский самолёт-носитель ракетоплана North American X-15 по программе стоимостью 2 миллиона долларов. С самолёта было проведено более 100 пусков ракетоплана. Бомбардировщик, получивший собственное неофициальное имя «Balls 8», использовался НАСА до 17 декабря 2004 года, пока не был заменён модифицированным B-52H.
B-52C (Model 464-201-6)
Построено 35 самолётов в 1955-56 годах, серийные номера: 53-399..53-408, 54-2664..54-2688, завод Boeing Seattle (Washington). Двигатели 8× J57-PW-19W. Самолёт имел большую дальность полёта благодаря увеличенному объёму подкрыльевых баков (общий запас топлива составил около 158000 литров). Взлётный вес увеличился на 13605 кг и составил 204000 кг. Нижние поверхности крыла и фюзеляжа были окрашены в белый цвет для снижения воздействия на самолёт светового излучения ядерного взрыва. Первый полёт совершил в июне 1956 года. В 1959-63 годах самолёты были модернизированы по проекту Big Four. Бомбардировщики получили возможность выполнять полёт на малых высотах в любых погодных условиях, вооружение было дополнено ракетами AGM-28 Hound Dog, также самолёт стал носителем мишеней ADM-20 Quail и получил усовершенствованные системы РЭБ. Последний В-52С был выведен из боевого состава ВВС США 29 сентября 1971 года.
JB-52C
2 самолёта В-52С, оборудованных для испытаний средств РЭБ.
RB-52C
Редко использовавшаяся аббревиатура для обозначения самолётов способных носить разведывательный контейнер аналогично самолёту RB-52B.
B-52D (Model 464-201-7)
Специализированный бомбардировщик без разведывательной аппаратуры. Построено 170 самолётов в 1955—1957 годах: 101 самолёт на заводе Boeing Seattle (Washington), серийные номера: 55-068..55-117, 56-580..56-630 и 69 самолётов на заводе Boeing Wichita (Kansas), серийные номера: 55-049..55-067, 55-673..55-680, 56-657..56-698. Двигатели 8× J57-PW-19W. Первый полёт совершил в декабре 1956 года. В 1959-63 годах самолёты были модернизированы по проекту Big Four, аналогично модификации B-52C. Модификация Big Belly позволила самолёту нести большое количество бомб для ковровых бомбардировок Вьетнама: 24×227 кг или 340 кг бомб на внешней подвеске, 84×227 кг или 42×340-кг бомб в бомбоотсеке вместо 27×227 кг и 27×350 кг бомб. Бомбовая нагрузка самолёта составила 27215 кг. Нижние поверхности самолётов, отправленных во Вьетнам, были окрашены в чёрный цвет для снижения заметности в ночное время суток. В 1977 году на 80 самолётах были обновлены конструктивные элементы по проекту Pacer Plank, модернизация была проведена на заводе Boeing Wichita (Kansas). Бомбардировщики B-52D были сняты с вооружения в течение 1978-83 годов.
GB-52D
Учебный, для наземной подготовки экипажей. Переоборудовано 7 самолётов B-52D.
JB-52D
Один самолёт модификации B-52D, оборудованный для испытаний различных вооружений (Special Weapon Center).
B-52E (Model 464-259-7)
Построено 100 самолётов в 1957—1958 годах: 42 самолёта на заводе Boeing Seattle (Washington), серийные номера: 56-631..56-656, 57-014..57-029 и 58 самолётов на заводе Boeing Wichita (Kansas), серийные номера: 56-669..56-712, 57-095..57-138. Двигатели 8× J57-PW-19W. Модификация имела усовершенствованное прицельно-навигационное оборудование, которое после доработки использовалось в последующих моделях, систему дозаправки в воздухе и оборонительную туррель M3 с 4×12,7 мм пулемётами. Самолёты могли использовать ракеты AGM-28 Hound Dog. Первый полёт совершил в декабре 1957 года. В 1959-63 годах самолёты были модернизированы по проекту Big Four, аналогично модификации B-52C. Бомбардировщики B-52E были сняты с вооружения в течение 1967-68 годов.
GB-52E
Учебный, для наземной подготовки экипажей. Переоборудовано 2 самолёта B-52E.
NB-52E
Всего было переоборудовано 3 самолёта B-52E для различных испытаний, в частности, двигателей для C-5 Galaxy. Один из них, самолёт с серийным номером 56-0631 был переоборудован по программе стоимостью 6,02 миллиона долларов. Он был оснащён передним горизонтальным оперением и Системой снижения нагрузок и стабилизации (Load Alleviation and Mode Stabilization system (LAMS)), которые позволили снизить нагрузки на конструкцию самолёта при полёте на малой высоте. В одном из полётов самолёт на 18 км/ч превысил максимально допустимую конструктивную скорость, так как переднее оперение снизило на 30 % вертикальные и на 50 % горизонтальные колебания, возникающие из-за турбулентности атмосферы.
B-52F (Model 464—260)
Построено 89 самолётов в 1958—1959 годах: 44 самолёт на заводе Boeing Seattle (Washington), серийные номера: 57-030..57-073 и 45 самолётов на заводе Boeing Wichita (Kansas), серийные номера: 57-139..57-183. Двигатели 8× J57-PW-43WA, с тягой по 5080 кгс (со вспрыском воды 6240 кгс). Самолёт получил новые двигатели с улучшенной системой впрыска воды и новыми генераторами переменного тока. Первый полёт совершил в июне 1958 года. На B-52F выявились проблемы, связанные с недостаточной герметичностью топливных баков, которые были устранены в процессе модификаций Blue Band, Hard Shell и QuickClip. В 1959-63 годах самолёты были модернизированы по проекту Big Four, аналогично модификации B-52C. Модернизации South Bay и Sun Bath позволили нести дополнительно 24×340 кг бомб на внешней подвеске, было дооборудовано 28 и 46 самолётов соответственно. Модернизированные бомбардировщики применялись в войне во Вьетнаме. Бомбардировщики B-52F были сняты с вооружения в течение 1967-73 годов.
GB-52F
Учебный, для наземной подготовки экипажей. Переоборудовано 3 самолёта B-52F. К концу 1978 года списаны.
Мемориальный B-52G на авиабазе Лэнгли в Вирджинии.
XB-52G
Опытный с новым крылом и двигателями, был переоборудован один самолёт модификации B-52A.
B-52G (Model 464—253)
Построено 193 самолёта в 1958—1961 годах на заводе Boeing Wichita (Kansas), серийные номера: 57-6468..57-6520, 58-0158..58-0258, 59-2564..59-2602. Двигатели 8× J57-PW-43WA. Модификация была разработана с целью продлить срок службы самолётов B-52 до принятия на вооружение сверхзвуковых бомбардировщиков B-58 Hustler. Первоначально планировалось полностью переработать крыло и установить новые двигатели Pratt & Whitney J75. Однако эти изменения были отклонены из-за опасений снижения темпов производства, тем не менее самолёт получил некоторые новшества. Наиболее значительным стало использование нового «мокрого» крыла с интегральными топливными баками, что значительно увеличило количество топлива. Максимальный взлётный вес возрос на 17235 кг. Под крылом были размещены два внешних топливных бака на 2650 л каждый. Вместо элеронов для управления по крену самолёт получил интерцепторы. На B-52G укоротили на 2,4 м киль, увеличили бак для водометаноловой смеси до 4540 л и объём носовой части фюзеляжа. Кормовой стрелок получил катапультируемое кресло и рабочее место в основной кабине вместе с экипажем. Согласно концепции «Battle Station» члены экипажа, отвечающие за наступательные действия (командир, второй пилот и два оператора бомбардировочно-навигационной системы на нижней палубе) были размещены лицом вперёд по полёту, а отвечащие за оборону (оператор станции РЭБ и стрелок на верхней палубе) размещены лицом назад. Самолёт оснастили системой РЭП Kwail. Первый полёт B-52G совершил 13 февраля 1959 года, в тот же день поступил на вооружение САК. Днём ранее из Стратегического авиационного командования США был списан последний B-36, сделав САК оснащённым только реактивными самолётами. В 1959-63 годах самолёты были модернизированы по проекту Big Four, аналогично модификации B-52C. В 1971-77 годах на все B-52G были установлены оптико-электронные обзорные системы AN\ASQ-151, вооружение было дополнено 20 ракетами AGM-69 SRAM. В 1981-90 годах по программе OAS у всех самолётов модернизировали радиоэлектронные системы. В 1984-90 годах 99 бомбардировщиков B-52G были оборудованы в качестве носителей 12 крылатых ракет AGM-86B на подкрыльевых пилонах. В 1985 году самолёты получили приёмники спутниковой навигационной системы NAVSTAR. В 1988 году 7 самолётов B-52G были переоборудованы в противокорабельные, вооружённые 12 противокорабельными ракетами AGM-84 Harpoon на внешней подвеске, минами или ракетами AGM-142 Raptor. В 1994 году B-52G были сняты с вооружения и практически все уничтожены в соответствии с договором СНВ-1. Отдельные экземпляры сохранились в музеях и в качестве памятников на некоторых авиабазах.
GB-52G
Учебный, для наземной подготовки экипажей. Переоборудовано 3 самолёта B-52G.
JB-52G
Самолёты модификации B-52G, переоборудованные для различных испытаний. Всего было переоборудовано более 6 бомбардировщиков.
YB-52H
Опытный с двигателями TF33-PW-1, был переоборудован один самолёт модификации B-52G.
B-52H (Model 464—261)
Построено 102 самолёта в 1960—1962 годах на заводе Boeing Wichita (Kansas), серийные номера: 60-0001..60-0062, 61-0001..61-0040. Двигатели 8× TF33-PW-1, с тягой 7710 кгс. B-52H имел те же конструктивные изменения, что и B-52G.
Двигатель Pratt & Whitney TF33.jpg
Однако самолёт получил новые двухконтурные двигатели TF33-P-3, которые несмотря на недостаточные показатели надёжности были экономичнее турбореактивных J57. Впрочем в 1964 году по программе Hot Fan двигатели были заменены на более надёжный вариант TF33-PW-3/103. Самолёт получил улучшенное бортовое оборудование и новую систему РЭБ, была установлена новая система управления оборонительным огнём. Пулемётная кормовая башня была заменена на одну шестиствольную 20 мм пушку M61 Vulcan. B-52H стал носителем четырёх баллистических ракет AGM-48 Skybolt. Первый полёт B-52H совершил 10 июля 1960 года, принят на вооружение 9 мая 1961 года. В 1963 году самолёты были модернизированы по проекту Big Four, аналогично модификации B-52C. В 1971-77 годах на все B-52H были установлены оптико-электронные обзорные системы AN\ASQ-151, вооружение было дополнено 20 ракетами AGM-69 SRAM. В 1981-90 годах по программе OAS у всех самолётов модернизировали радиоэлектронные системы. В 1984-90 годах 96 бомбардировщиков B-52H были оборудованы в качестве носителей 12 крылатых ракет AGM-86B на подкрыльевых пилонах, 1988—1993 вооружение этих самолётов было усилено 8 ракетами AGM-86B на внутрифюзеляжной пусковой установке. В начале 90х годов на вооружение самолётов поступили ракеты AGM-129А (всего 12+8 ракет). В 1996 году был проект переоснащения самолётов четырьмя английскими двигателями Rolls Royce RB211 534Е-4 с тягой по 19400 кгс, однако предложение реализовано не было. В 2007 году самолёты оснастили подвесным контейнером тепловизионной системы переднего обзора и лазерного наведения Lightening. Это единственная модификация B-52, остающаяся на вооружении ВВС США.
EB-52H
Проект самолёта РЭБ на базе бомбардировщика B-52H, не реализован.
JB-52H
Самолёты модификации B-52H, переоборудованные для различных испытаний. Всего было переоборудовано более 5 бомбардировщиков.
NB-52H
Бомбардировщик B-52H с серийным номером 61-0025 переоборудован в исследовательский для НАСА.
B-52H CEM (Conventional Enhancement Modification)
В 1993—1998 годах 47 самолётов B-52H были оснащены универсальными узлами подвески для корректируемых авиабомб JASSM, JDAM, JSOW и WCMS, третьим комплектом РЭП AN/ALQ-172(V) вместо кормовой пушечной установки, системой GPS, инерциальной навигационной системой SPN/GEANS на лазерных гироскопах, новыми тепловизионной и низкоуровневой телевизионной системами переднего обзора. 18 бомбардировщиков также получили на вооружение противокорабельные ракеты AGM-84 Harpoon, 10 — ракеты AGM-142 Raptor.
B-52H CCJ (Core Component Jammer)
Самолёт РЭБ с мощным источником помех для защиты истребителей с дальних дистанций. Начало разработки июнь 2008 года.

Всего было построено 744 бомбардировщика B-52. Последний B-52H с серийным номером 61-0040 покинул цеха завода 26 октября 1962 года.

Тактико-технические характеристики (B-52H)

XB-52
B-52D
B-52H
Boeing B-52H с оружием, АБ Барксдейл (Barksdale) 2006

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пушечное вооружение: 1 автоматическая шестиствольная 20 мм пушка M61 Вулкан в хвосте самолёта, в 1994 году демонтированы
  • Бомбовая нагрузка: до 31 500 кг[14] различного вооружения:

Примечание. Используя пилоны AGM-28, бомбардировщик мог нести до 51 единицы боеприпасов. На пилонах Heavy Stores Adaptor Beam (HSAB) могут подвешиваться только до 9 единиц бомб, что даёт общее количество не более 45 единиц боеприпасов. В таблице приведены данные обоих вариантов.

Наборы вооружений B-52H[14]
Ядерное Обычное Высокоточное
20 ALCM (12 ext) 51 CBU-52 (27 int, 18 ext) 18 JDAM (12 ext)
12 SRAM [ext] 51 CBU-58 (27 int, 18 ext) 30 WCMD (16 ext)
12 ACM [ext] 51 CBU-71 (27 int, 18 ext) 8 AGM-84 Harpoon
2 B53 [int] 30 CBU 87 (6 int, 18 ext) 20 AGM-86C CALCM
8 B61 Mod11 (300 кТ) [int] 30 CBU 89 (6 int, 18 ext) 8 AGM-142 Popeye [3 ext]
8 B83 (1,2 МТ)[int] 30 CBU 97 (6 int, 18 ext) 18 AGM-154 JSOW (12 ext)
51 M117 (340 кг) 12 AGM-158 JASSM [ext]
18 MK20 (ext)
51 MK36
8 MK41
12 MK52
8 MK55
8 MK56
51 MK59
8 MK60 (CAPTOR)
51 Mk62
8 Mk64
8 Mk65
51 Mk82 (227 кг)
18 Mk84 (907 кг)(ext)
  • Все B-52 оборудованы инфракрасной и высокочувствительной телевизионной системами в нижней носовой части. Эти системы повышают боевые возможности самолёта и обеспечивают полёт на малой высоте.

Сравнительная таблица характеристик различных модификаций

ТТХ B-52 различных модификаций
Характеристика YB-52 B-52A B-52B B-52C B-52D B-52E B-52F B-52G B-52H
Технические характеристики
Экипаж 5 6 6 (с 1994 — 5)
Длина, м 46,53 47,73 48,03 49,05
Размах крыла, м 56,39
Высота, м 14,72 12,40
Площадь крыла, м² 371,6
Масса пустого, кг н/д 74426 н/д 69750 76405 83250
Нормальная взлётная масса, кг н/д 123377 н/д 182000 137272 120000
Максимальная взлётная масса, кг 176900 190500 204100 221400
Запас топлива, л 147100 142145 157285 181815
Двигатель J57-P-3 J57-P-9W J57-P-19W J57-P-43WA TF33-P-3
Тяга, кН 8× 38,7 8× 44,1 8× 46,7 (53,8) 8× 49,8 (61,2) 8× 75,6
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 980 н/д 1014 н/д 1010 н/д 1050 1024 1010
Практическая дальность, км 11380 11525 12250 12305 12400 14030 16715
Боевой радиус, км н/д 5780 н/д 5875 6600 7210
Практический потолок, м н/д 14417 н/д 15200 14326 16765
Вооружение
Оборонительное нет 4 × 12,7 мм 4 × 12,7 мм M3 1 × 20 мм M61 (до 1994 г.)
Боевая нагрузка нет н/д 19504 н/д 31750 н/д 19504 22680 27200

См. также

Викиновости по теме:
11 ноября 2008: катастрофа под Туле
Схожие самолёты

Литература

  • Подольный Е. Крепость в стратосфере (рус.) // 0130-2701.
  • Подольный Е. Крепость в стратосфере (рус.) // 0130-2701.

Ссылки

  • B-52 на Globalsecurity.org
  • 48°24′17″ с. ш. 101°19′16″ з. д. / 48.4049583° с. ш. 101.3212028° з. д. / 48.4049583; -101.3212028 (O) — B-52 на АБ Майнот (Minot), стоянка дежурного звена.
  • Фотографии B-52 на Airliners.net

Примечания

  1. ↑ B-52 STRATOFORTRESS
  2. The Military Balance 2010. p.-40
  3. ↑ "2007 USAF Almanac – Equipment." AIR FORCE MAGAZINE, Journal of the Air Force Association, Vol. 90, Issue 5, May 2007, p. 62. ISSN: 0730-6784.
  4. ↑ [1] Access date: 22 April 2006
  5. Согласно решению Конгресса США, Б-52 будут являться основой бомбардировочной авиации США до 2030 года. Также B-52H будут использоваться до выработки полного ресурса планёра, то есть до 2040-х годов.
  6. Upgrades aim to extend B-52 bombers' already long lives
  7. Britain and the H-bomb By Lorna Arnold, Katherine Pyne, p.21 (англ.)
  8. ВВС США начали процесс снятия с вооружения 18 стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress
  9. Военный паритет. Тяжелые стратегические бомбардировщики. Часть 2.
  10. Lenta.ru: Оружие: Все бомбардировщики B-52 преодолели 50-летний рубеж
  11. Damaged and lost allied planes and helos
  12. Appendix 4: Daily Casualty Count of Afghan Civilians Killed in U.S Bombing Attacks
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики.-М.:Виктория,АСТ.1996.-272 с. Том 1. стр. 68 ISBN 5-89327-004-5
  14. ↑ Federation of American Scientists

B-52H

Tags: B-52h bomber to australia, b-52h ghost rider.